Конструкция этой домашней люльки-самоката очень надежна в эксплуатации. Он может легко перевозить двух человек со скоростью 60 км/ч, расходуя при этом всего 5 литров топлива на 100 км. Плюс продуманная компоновка и отличный внешний вид.


Предупреждение. Информация на этом веб-сайте может быть устаревшей и содержать ошибки в настоящее время. Это только для информационных целей.
Скутер устроен следующим образом.
Его каркас (рис. 1) сварен из полудюймовых, дюймовых и полудюймовых стальных труб. Спереди находится втулка рулевой колонки, а посередине — подмоторная рама. Оба от мотоцикла М-105.
Рис. 1. Рама самодельного самоката:
1 — втулка рулевой колонки, 2 — труба, 3 — кронштейн пола, 4 — педали оси, 5 — кронштейны, 6 — петли крепления к полу, 7 — под рамой двигателя, 8 — держатель капота, 9 — подвеска задней вилки в сборе, 10 — кронштейны крепления заднего амортизатора, 11 — петли крепления крыла, 12 — кронштейны капота, 13 — кронштейн бензонасоса, 14 — кронштейн катушки зажигания, 15 — расширительный бачок, 16 — опоры вентилятора, 17 — кронштейн толкателя, 18 — стойка, 19, 20 — подвески толкателя.
Под рамой двигателя укреплены поперечные трубы и кронштейны с отверстиями, на которые навешивается качающаяся вилка от мотоцикла Иж-56, только укороченная на 120 мм (рис. 2). Он имеет короткие консольные фиксированные оси для головок амортизаторов М-106.
Рисунок 2. Задняя поворотная вилка самодельного самоката:
1 — втулка подвески, 2 — шарнир крепления реактивной тяги тормозного диска, 3 — ось под головками амортизаторов, 4 — болты-ограничители натяжения цепи.
Заднее крыло было взято от того же мотоцикла и укорочено. Переднее крыло было вырезано из старого кузова «Жигулей». Патрон для отражателя мопеда «Верховина» изготовлен из листового металла 0,8 мм.
Рулевое колесо изготовлено из трубы 0,22 мм и покрыто хромом.
Вилки переднего маятника (рис. 3) самодельные. Имеет верховинные амортизаторы с укороченными на 40мм штангами.
Рис. 3. Передняя качающаяся вилка самодельного самоката:
1 — втулки подшипников, 2 — ось под головками амортизаторов, 3 — шарниры соединения с вилкой.
Капот мотороллера «Вятка», но подрезанный, зауженный, в некоторых местах растянутый, например спереди, чтобы ГБЦ не упиралась в него. (Перетягивал капроновым молотком по капроновой плите.) Крышка капота была от М-106, задний фонарь от «Явы-634». Перед капотом, на полу, самодельные педали тормоза и двуручный рычаг переключения передач. С другой стороны, на руле расположены мотоциклетные органы управления: рычаг газа от М-105 и сцепление от «Восхода».
Двигатель целиком от М-105. Так как головка блока цилиндров расположена под капотом, у нее другие условия охлаждения, чем на мотоцикле. Поэтому нужен был вентилятор, который неизбежно отводил бы лишнее тепло от ГБЦ. Для этого полумуфта привода вентилятора была приварена к малой шестерне в редукторе.
Рис. 4. Самодельный привод вентилятора скутера:
1 — ведущий шкив, 2 — ключ, 3 — фланец, 4 — корпус, 5 — стенка редуктора, 6 — подшипник №204, 7 — диск левой половины сцепления с валом, 8 — шкворни (4 шт. ), 9 — текстолитовая шайба, 10 — правая половина сцепления, 11 — шестерня коробки передач.
Рис. 5. Вентилятор отечественного скутера:
1 — шкив ведомый, 2 — вал, 3 — подшипники № 201, 4 — корпус, 5 — рабочее колесо (левое — пустое).


Другая полумуфта с валом и подшипниками смонтирована в стенке корпуса коробки. На внешнем конце вала был установлен приводной шкив. Два шкива (уплотнительные кольца тракторного двигателя) соединяли его с расположенным выше зубчатым колесом, на валу которого насажен дюралюминиевый ротор вентилятора — точно напротив ГБЦ. Вентиляторное колесо повернуто на 90° вправо для лучшего охлаждения (на КПД цилиндра это не влияет). Выхлопные газы выбрасываются через выхлопную трубу и глушитель, взятые с мотоцикла М-105. Как и многие другие детали, они укорачиваются на месте.
Системы зажигания и управления двигателем остались без изменений. Только педаль переключения передач, расположенная впереди на полу перед капотом, соединена с коробкой передач тросом диаметром 16 мм.
Топливо подается к карбюратору через вакуумный насос от лодочного двигателя Vihr. Разрежение создается в картерном канале двигателя, в который ввернута форсунка, соединенная шлангом с диафрагмой насоса. Оттуда топливо поступает в топливный бак (рис. 6) на раме. Топливо из бака поступает в карбюратор, а лишнее топливо сливается обратно в бак.
Рис. 6. Топливный бак самодельного скутера:
1 – штуцер «от насоса», 2 – штуцер «к карбюратору», 3 – штуцер для слива лишнего топлива в бак, 4 – монтажные хомуты.
Рама коляски (рис. 7) сварена из дюймовых стальных труб и прикреплена к раме скутера в трех точках. Один из них — дышло — кусок трубы с гайками М18х1,5 на концах и болтами с проушинами. Половина боковой подвески переднего СЗА приварена по центру рамы. Упругий элемент представляет собой крутку, пропущенную через трубку. Один конец имеет подвесной рычаг, а другой конец сидит.
Рис. 7. Самодельная рама коляски из самоката:
1, 10 — кронштейн крепления самоката, 2 — передний кронштейн люльки, 3 — люлька, 4 — подножка, 5 — трубка с закруткой, 6 — рычаг подвески колеса, 7 — ось под верхним колесным диском амортизатора, 8 — кронштейны пружины, 9 — кронштейн крепления глушителя, 11 — ушко домкрата багги.
Люлька коляски соприкасается с рамой через передний кронштейн и две спиральные пружины сзади. Передние подъемные проушины крепятся болтами к раме через конические резиновые втулки. Кузов люльки сделан из четырех передних и четырех задних крыльев старого жигулевского кузова. Обтекатель изготовлен из передней крышки коляски СЗА. Детали соединялись газовой сваркой кромок. Потом зачистил, загрунтовал, зашпаклевал и покрасил. Сиденья в люльке и на самокате изготовлены из сидений «Москвич-412».За спинкой люльки расположен топливный бак размером 320 х 200 х 80 мм емкостью пять литров. Его горло от «Москвича-408» выводят на заднюю стенку кроватки и закрывают крышкой. Топливо к насосу и от него подается по двум бензиновым шлангам.
Все оси и ступицы колес (рис. 8, 9 и 10) стальные, обработанные на токарном станке.
Рулевая подвеска проста. Разве что рулевая вилка, соединенная с коромыслом, через резиновые втулки — амортизаторы.
Рисунок 8. Ступица переднего колеса самодельного самоката:
1 — ось, 2 — подшипники № 202, 3 — ступица, 4 — колесный диск, 5 — втулка кронштейна маятниковой вилки, 6 — головка амортизатора.
Подвеска заднего ведущего колеса устроена намного сложнее. Его ось может перемещаться в пазах маятниковой вилки с винтами, натяжной цепи от мотоцикла М-104. К ступице справа прикручена шестерня от Верховины, а слева тормозной барабан от Вятки.
Рис. 9. Ступица заднего колеса (вал с тормозным барабаном не показан) самодельного самоката:
1 — подшипники № 203, 2 — ступица, 3 — тормозной барабан, 4 — колесный диск, 5 — шестерня.
Рис. 10. Самодельная ступица колеса самоката:
1 — вилка, 2 — ось, 3 — подшипники 203, 4 — диск колеса, 5 — коромысло, 6 — головка амортизатора.
В подвеске колёс багги используется амортизатор от мотоцикла «Восход». Нижний конец витой пары крепится к оси колеса, верхний — на специальной оси, сдвинутой на Г-образной ножке на 90 мм над плоскостью рамы багги.
Как видите, из металлолома можно сделать новую машину. Если ты ловкий и ловкий.

