1 = 96.24 1 = 101.99

Лоскутное шитье виды искусств

ClassDoctor подходит не только для стекла авто, но и в быту и даже для ремонта экрана телефона!
9 часов назад
Как быстро избавиться от острой и ноющей боли...
8 часов назад

ШИТЬЕ ИЗ ЛОСКУТКОВ

В городе Иваново, известном в XVIII-XIX веках своими полотняными и ситцевыми мануфактурами, осенью прошлого года, осенью 1997 года, прошла выставка-конкурс тканей лучших русских мастеров. Он назывался «Лоскутная мозаика России» и стал финалом первого фестиваля лоскутного шитья, организованного Российским государственным домом народного творчества. На конкурс поступило 360 работ 158 авторов со всей России. Две главные премии получили Г. А. Волов из г. Углич Ярославской области и И. С. Короткова из г. Иваново. Дипломы лауреатов выставки получили 31 художник. Несколько участниц получили специальные призы в журналах «Наука и жизнь», «Женский мир», «Школа и производство», а также в газете «Известия Подмосковные». Среди них Ирина Юрьевна Муханова, преподаватель лоскутной техники из Москвы. Мы попросили Ирину рассказать о секретах этого мастерства.

А. Снеговская из Москвы получила диплом за круглый ковер (фрагмент на фото) и другие работы, присланные на конкурс. Ковер сделан из крохотных лоскутов, свернутых почти в треугольники из бисера.

Панно «Россия» (отрывок). Автор Г. Волова из Углича. Художница получила главный приз за серию своих работ на выставке «Лоскутная мозаика России».

Панно «Суздаль». За эту работу клубная группа «Суздальский пэчворк» получила диплом победителя выставки «Лоскутная мозаика России».

«Узел жизни» (хлопок, лоскутная мозаика, аппликация). Автор этих лоскутных панно Ирина Муханова, член Московской палаты ремесел и Международной ассоциации художников и дизайнеров при ЮНЕСКО.

— Лоскутное шитье нравится многим женщинам и даже некоторым мужчинам. Что сегодня — бабушкины игры или высокое искусство? Как и когда он появился в России?

— Пэчворк издавна известен многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани, вырезанных по трафарету, мастерицы составляют самые разные композиции – мозаичные узоры. Мы не зря назвали этот вид искусства ситцевой или лоскутной мозаикой. На лицевой стороне таких композиций нет видимых швов. Пэчворк – одно из направлений лоскутной техники. Есть еще один — аппликация. Здесь для создания выкройки лоскутное шитье пришивается к одному куску ткани — фону. Оба этих направления могут прекрасно соседствовать друг с другом и дополнять друг друга в лоскутных работах.

В России шитьем пэчворк стало во второй половине XIX века, когда в продаже появился дорогой заморский ситец. Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец 19 века и был связан с развитием машинного ситца, а также с широким, популярным распространением различных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. Их украшали лоскутным орнаментом. Их украшали лоскутным орнаментом. Из остатков ситца при раскрое одежды и из кусков бывшего в употреблении текстиля экономные хозяйки научились собирать одеяла, пледы, шторы, подушки и другие вещи. Традиционные «деревенские» узоры домашней лоскутной техники представляют собой простую мозаику из полос, квадратов и треугольников ярких, контрастных цветов. Очень интересна объемная техника в русском пэчворке, когда каждый вырезанный шаблоном (кругом или квадратом) пэчворк складывается в треугольник, затем треугольники группируются в ряды и обшиваются вокруг основы из плотной ткани, или когда длинные связки из скрученные ткани сплетаются в косичку, затем располагаются по кругу и сшиваются.

К сожалению, лоскутная техника как вид декоративно-прикладного искусства не была включена в перечень поддерживаемых государством народных промыслов, и в 1920-е годы русское лоскутное одеяло стало скорее утилитарным, чем художественным объектом. Мастера шили лоскутные одеяла из старых изношенных тканей, без особого подбора лоскутного шитья по цвету и форме.

В 1970-е годы в моду в одежде и интерьере вошел фольклорный стиль, тогда же произошел новый всплеск интереса к технике пэчворк. Музеи в России начали собирать и изучать лоскутное шитье. Их прекрасные образцы пополнили коллекции народного творчества Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Всероссийского музея прикладного и народного искусства в Москве, Музея ситца Ивановского, краеведческих музеев. Современные профессиональные художники интересуются лоскутными технологиями.

Для развития каждого вида искусства важно общение и обмен опытом между представителями разных школ и факультетов. К счастью, недавно у нас прошел первый Всероссийский фестиваль пэчворка. Посетители итоговой выставки фестиваля в Иваново были поражены широким распространением лоскутного искусства в России. Продолжая и развивая традиции, современные мастера разрабатывают новые удивительные узоры и находят необычные цветовые сочетания.

Техника лоскутного шитья требует от художника владения как цветом, так и навыками шитья. Для достижения хорошего результата требуется абсолютная миллиметровая точность в раскрое и такая же точность в пришивании лоскутков, так как из-за разницы в несколько миллиметров возникает перекос изделия. Дополнительно нужно также освоить в совершенстве ручную и машинную строчку (от слова «квилтинг» — шитье через слой ваты, шерстяной или другой прокладки, вставленной между двумя кусками ткани). В качестве дополнительного декора лоскутного изделия используются различные схемы стежков.

Из пэчворка мастера шьют различные вещи: тряпичные куклы, картины, панно, лоскутные одеяла, покрывала, подушки, скатерти, варежки, шторы, циновки, сумки, куртки, жилетки. Полагаясь на собственный вкус, вы можете позволить себе полную свободу в выборе тканей.

Как повысить продуктивность мозга на 100%
7 часов назад
Snap-On Smile – это 2 в 1: элайнеры и виниры! Делаем нашу улыбку обворожительной!
7 часов назад

Сегодня лоскутное шитье царит не только в России, но и в тех странах, где оно появилось раньше нашего.

— Кстати, а где изначально появилось лоскутное шитье?

— Пэчворк, аппликация и квилтинг существовали независимо друг от друга почти у всех народов. Самое древнее приложение, датируемое 980 г. до н.э., было найдено в Египте. Фрагменты одеял были найдены при раскопках скифских курганов.

В Европе стегание появилось около 800 лет назад, во время крестовых походов. До 18 века его использовали в основном для усиления многослойной одежды. Одеяла и одеяла были распространены главным образом на юге Франции и Англии, где примерно до 1750 года их шили из однородного материала и украшали контрастной вышивкой.

Хозяйственная лоскутная техника (на Западе ее называют «пэчворк», что переводится с английского как «пэчворк») как вид декоративно-прикладного искусства впервые появилась в Англии. Сюда еще в 16 веке завозили индийские хлопчатобумажные ткани красивых цветов и узоров. Иметь дома индийское одеяло, богато украшенное вышивкой или набивным узором, считалось признаком достатка. Очень быстро появились подделки – индийские хлопковые пуховые одеяла, изготовленные на английских мануфактурах. В 1712 году правительство Англии, желая сохранить и развить собственные шерстяные и шелковые мануфактуры, запретило продажу индийской копировальной бумаги и изделий из нее в Англии. Конечно, это не остановило контрабанду ситца, но он стал дефицитным и дорогим. Хозяйственные женщины, выкроив себе одежду из дорогого ситца, стали использовать его остатки для других изделий. Для аппликации использовались яркие элементы узора ткани: их вышивали на льняной или шерстяной ткани. А из мелкого разноцветного лоскутного шитья собрал одно полотно по принципу мозаики. Итак, изначально лоскутная техника возникла в результате дефицита материалов и их дороговизны. В домах, лишенных большего достатка, это позволило игольницам создавать модную текстильную мебель, например, одеяла. Позже лоскутное шитье активно развивалось везде, где бывали первооткрыватели. Условия жизни вынуждали их собирать одеяла и другие предметы из кусочков ткани. Прекрасные образцы лоскутного шитья были сшиты мастерами северной Скандинавии, русского севера и Сибири на западе США. В Америке техника лоскутного шитья постепенно из необходимости превратилась в любимое занятие многих людей и стала национальным видом декоративно-прикладного искусства. За последние два столетия американские мастера разработали множество красивых узоров, ставших традиционными, и изобрели специфические техники лоскутных изделий. Любители этого вида искусства объединяются в «квилт-клубы» («quilt» в переводе с английского означает «стеганое лоскутное шитье»).

— Ирина Юрьевна, вы по образованию биохимик, кандидат биологических наук и вдруг вы профессиональный художник и дизайнер, преподаватель техники пэчворк?

— Такова жизнь. Когда у меня родились дети, мне пришлось бросить работу. Разного рода игры — вышивание, вязание, плетение кружев — меня всегда привлекали. Я самоучка в технике лоскутного шитья. Моим первым творением было лоскутное одеяло, сшитое на заказ. Это было в 1990 году. Это занятие захватило мое воображение. Постепенно он познакомился с различными технологиями лоскутного шитья, освоил их. Задуманная программа обучения этому виду искусства. Так хобби стало профессией. Еще мне помогли курсы авторского костюма при Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства и народного творчества. После выпуска в 1989 году я начал заниматься дизайном и изготовлением костюмов в русском стиле.

Техника пэчворк привлекает своими уникальными возможностями работы с цветом. Мне нравятся плавные переходы лоскутных цветов от светлого к темному и наоборот. Мне нравится придумывать замысловатые геометрические узоры и называть их. Интересны способы получения оптически трехмерных эффектов на плоскости лоскутного полотна. Я хочу открывать для себя все больше и больше возможностей этого древнего рукоделия.

— А что можете посоветовать тем, кто пока только мечтает освоить лоскутное шитье?

— Чтобы освоить все тонкости этого искусства, нужно время и терпение. Главные условия успеха — художественный вкус и аккуратность. При составлении лоскутной мозаики важно, чтобы они гармонировали с цветами, иначе композиция будет рябить в глазах. Дополнительные сложности возникают при работе с пестрым пэчворком, имеющим помимо основного тона разные цвета. Складывая разные куски ткани в одно полотно, мастер каждый раз проверяет эффект. При этом он больше полагается на свою интуицию, чем на теорию подбора цвета.

Начните с самых простых, самых маленьких предметов, таких как перчатки. Научитесь соединять два одинаковых, но разных прямоугольника в квадрат, затем квадраты в полосу, несколько полосок сшивать в лоскутную доску. Пэчворк, перевод и домашние книги помогут освоить первые шаги. Вы можете найти их в магазинах.

Трудоемкую технику лоскутного шитья можно усовершенствовать, используя прозрачную линейку для шитья пэчворка и ножи для раскроя тканей. Их можно приобрести в специализированных точках продаж.

Пэчворк – удивительно теплая, домашняя и женственная форма творчества. Настоящие мастера, для создания настоящего произведения искусства, используют не старые, выцветшие лоскутные изделия, а специально подобранную и покупают красивую светлую ткань.

Второй Российский фестиваль пэчворка пройдет осенью 1999 года в Государственном Российском доме народных художественных промыслов (Москва, Сверчков пер., 8, стр. 3, 101000). Желающие принять участие могут направить заявки по указанному выше адресу.

Достал геморрой? Недуг пройдет за 2 дня, на ночь мажьте...
8 часов назад
Новый сверхмощный монокуляр Bushnell с функцией ночного видения
9 часов назад

Читайте также