Цель урока: ознакомление учащихся с искусством керамики Древней Греции, видами росписей, систематизация и обобщение знаний об искусстве Древней Греции.


Цели урока:
Совершенствовать приемы композиции при выполнении орнамента. Развитие чувства прекрасного, творческого и пространственного мышления, воображения, внимания и умения работать с пластическим материалом.
Воспитание трудолюбия и трудолюбия.
Оборудование:
Материалы: карандаш; ластик, шаблоны, повторяющие форму греческого сосуда.
Художественные: фотографии древнегреческой керамики, плакат с различными формами посуды, доска с одеждой древних греков, карта древнего мира. Весь визуальный ряд можно скопировать в презентацию для создания мультимедийной презентации.
Музыкальный ряд: национальная греческая мелодия — танец «Сиртаки».
Организационный момент — 1 мин.
Активизация знаний, «мозговой штурм в парах» — 2 мин.
Оглашение темы и целей урока — 4 мин.
Инструкция — 3 мин.
Самостоятельная работа студентов — 18 мин.
Конспект урока, домашнее задание — 2 мин.
А ТАКЖЕ.
Организационный момент
Хайарет, пайдез! Калой кей агатой! (Здравствуйте, дети — красивые и совершенные!).
II. Активизация знаний учащихся:
— Тема квартала «Декоративно-прикладное искусство в жизни».
«Мозговой штурм» в парах:
— Перечислите все слова и понятия, которые, по вашему мнению, применимы к этой теме.
— Прочитайте слова и объясните их значение.
— Что такое декоративно-прикладное искусство?
— Что такое украшение?
— Что такое рапсодия?
— Каковы правила орнаментации?
III. Объявление темы и задач урока:
Поэтическим прологом к уроку станет стихотворение Валерия Брюсова «Античне вазы».
Играют национальную греческую мелодию — танец «Сиртаки».
Они пленительны и нежны,
Они непомерно небрежны
Гармонично объемный
«Они соблазнительно неверны.
Всегда полная и целая
«Они чрезвычайно неделимы.
И их линии завершены
«и его стихи подобны стихам, полным песен.
От муравьев и огромных вопросительных знаков
Нежным, точеным скифам,
Амфоры, лекифаи, фиалы,
|Арибале и самая маленькая.
Каликус, они все живое чудо:
В характеристиках разбитого сосуда,
Тайна смерти раскрыта
Там таится душа!
Глубокая тьма тысячелетий
В этом свете рассеивается мрак тысячелетий!
И знание мира немое!
Как строки божественной поэмы
Как вечно драгоценные бриллианты
Разбитые вазы говорят
Что их создатель, хоть на миг,
Все тайны вечности
О чем будет этот урок?
Старинная расписная керамика.
— Тема нашего урока «Старинная расписная керамика».
— Установите цели для этого урока, который вам нужно усвоить. (Ответы детей).
— Моя цель в том, что сегодня я хочу познакомить вас с древним искусством керамики.
Сегодня мы будем работать со следующими новыми словами
Работа над словарным запасом
Чтобы сделать наш разговор содержательным, давайте начнем с объяснения некоторых слов. Дети объясняют слова.
Антропоморфный
— антропоморфный
Калогация -.
гармония тела и духа


Керамика
— изделия из обожженной глины, происходящие от названия района гончаров в Афинах — Керамика
Орнамент
— (лат. «орнамент») узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов, украшающих что-либо
пальметта
— скульптурный или изобразительный орнамент, напоминающий пальмовый лист
меандр
— геометрический узор в виде изогнутых линий.
IV. Беседа, теоретический материал:
— Когда мы говорим «античное искусство», мы имеем в виду искусство Древней Греции и Рима.
— Пять тысяч лет назад в окрестностях Балканского полуострова зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества. (карта)
— Древние греки создали искусство, понятное не только эллинам, но и всем другим народам. Древнее искусство пронизано светом, радостью и верой в человеческое достоинство и красоту. Древнейшие артефакты – глиняные сосуды.
Латинские слова для посуды и посуды — вазы. Вазопись – это роспись керамических сосудов.
— Пригород Афин, где жили гончары, назывался «Керамика», от греческого слова «керамос», что означает «глина», отсюда и слово «керамика», означающее изделие из обожженной глины.
— В Древней Греции были созданы тысячи мастерских, в которых формовали и раскрашивали различные сосуды. Посмотрите на памятники и скажите, какую особенность вы можете заметить?
— Это разнообразие форм. Форма каждого сосуда точно соответствовала его предполагаемому назначению. Давайте узнаем назначение каждой формы вместе.
— Амфора — вместительный сосуд с узким горлышком и двумя ручками для хранения масла, воды и пищи. Если он отвалится, то из него не много выльется.
Кратер — сосуд с широким горлышком для смешивания вина с водой. Греки всегда смешивали вино с водой, осуждали пьянство.
Цилиндр представляет собой плоскую широкую чашу с стержнем и двумя ручками для питья вина.
Пксиктер — сосуд для охлаждения вина.
Гидрия — сосуд для переноски воды, у него две горизонтальные ручки и третья вертикальная.
Лекиф — высокий продолговатый сосуд для хранения ароматических масел, благовоний.
Pixid – сосуд для женских украшений.
Арибал — узкогорлый сосуд для хранения воды и вина.
Работая в группах, соберите разбитый сосуд и дайте ему имя.
Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно роспись подчеркивала красоту формы сосуда.
— Каждый орнамент имел свое значение и имел свои особенности, по которым теперь археологи могут определить возраст вазы.
Наиболее древним был геометрический стиль. Горшечник мог сказать о нем следующее:
«Наши сосуды сырые — картина полна великолепной геометрии.
Непрерывный орнамент заполняет все.
Наши амфоры созданы для вечности».
— Так как же назывался элемент геометрического орнамента? / Меандр.
— Какие ассоциации приходят на ум, когда мы смотрим на меандр? Волновое движение.
— Меандр — символ вечности. На могилах амфоры расписаны меандрами.
… в чертах разбитого сосуда,
Тайна смерти раскрыта
г Душа таится в разбитом сосуде г (В. Брюсов).
Форма сосуда очень рано воспринималась как антропоморфная. Человек видел сосуд как маленькую емкость, а не дом, как большую емкость. И сам человек тоже был сосудом, только духовным. Что было в том сосуде? Керамическая посуда четко различалась по своему назначению. Ваза, которая впоследствии стала собирательным термином для всех древних сосудов, отличалась от чаши, кувшина, ритона и урны. Знаковыми считались только высокие вазы (лутофора, лекиф, алебастр), вытянутые вертикально, в отличие от горизонтальных чаш.
— Вспомните, как древние греки воспринимали мир. (Древний человек представлял себе мир как яйцо, сплющенное по краю.)
Работа с миром = схема космического пространства (рис. 1
)
Древние греки делили мир на отдельные уровни: Олимп был местопребыванием богов, узкой полоской земли, на которой жило человечество, а Тартар был царством мертвых. В действительности человек сталкивался с ними в моменты рождения и смерти, то есть в моменты перехода. И сосуды начинают играть ритуальные роли не только по отношению к богу, но и по отношению к умершему человеку. В землю закапывают небольшую урну с прахом усопшего, а над ней ставят большую человекоподобную амфору с отпечатавшейся у могилы ножкой или дном. В него наливают ритуальную жидкость, и усопшего уводят в преисподнюю.
— Позднее появились растительные и зооморфные орнаменты. Основным элементом растительного орнамента был лотос. Посмотрите, как гончары изображали его на своих картинах.

