Если вас не устраивают заводские автомобильные прицепы и вы решили сделать двухосный автомобильный прицеп своими руками, то эта статья для вас.


Требования ГОСТ к параметрам легкового прицепа
Если вы хотите, чтобы Госавтоинспекция разрешила вам использовать самодельный прицеп, следует сделать его своими руками в соответствии с требованиями ГОСТ 37.001. 220-80 «Прицепы к легковым автомобилям». Для тех, кто не хочет читать первоисточник, кратко опишем основные ограничения, налагаемые этим документом на автомобильные прицепы.
- Масса прицепа не должна превышать массу тягача. Масса прицепа не должна превышать 1,8 тонны.
- Прицеп без тормозных устройств не должен весить более половины массы тягача.
- Статическая нагрузка в центре шарового шарнира муфты при любой нагрузке на кузов должна быть в пределах от 25 до 100 кгс.
- Прицеп может быть длиннее тягача не более чем в 1,5 раза. Его длина не должна превышать 8 метров.
- Прицеп может быть шире тягача не более чем на 20 см с каждой стороны. При этом его ширина не должна превышать 230 см.
- Высота транспортного средства не должна превышать 1,8 метра, а его колея не должна превышать 3 метра.
- Его дорожный просвет не может быть меньше, чем у тягача.
- Центр тяжести загруженного прицепа не должен превышать ширину колеи, умноженную на 0,725.
- Автомобильный прицеп может быть только одноосным. Допускается использование сдвоенной оси. Сдвоенная ось – это две параллельные оси, расстояние между которыми не превышает 1 м.
- Плоскодонный прицеп, установленный на горизонтальной площадке, должен иметь нагрузку на одну сторону колес, не превышающую 0,55 % его массы.
- Углы, на которые должно отклоняться дышло от продольной оси трактора, определяются ОСТ 37.001.096-77.
- Для страховки к дышлу должны быть прикреплены два несъемных отрезка цепи или троса. Они предназначены для того, чтобы буксирный крюк не отсоединился от буксировочного крюка автомобиля в случае поломки или отсоединения шаровой сцепки.
- Прицеп должен быть оборудован двумя противооткатными упорами, которые также можно изготовить своими руками.
- В прицепе должно быть место для домкрата.
- Рычаг стояночного тормоза (при наличии) должен быть съемным и располагаться с правой стороны передней рамы или на дышле.
- Прицеп должен иметь брызговики и брызговики, закрывающие колеса на случай, если кузовные детали не выполняют своего назначения.
- Его цветовая гамма и внешний вид регламентируются ГОСТ 7593-80.
- Тягово-сцепное устройство должно соответствовать требованиям ОСТ 37.001.096-77 и не может быть изготовлено вручную.
- Требования к электропроводке и устройствам световой сигнализации указаны в ГОСТ 8769-75, ГОСТ 10984-74 и ГОСТ 20961-75.
- Для подключения к бортовой сети автомобиля должен быть соединительный кабель с вилкой (по ГОСТ 9209-76).
- Прицеп с колесами, отличными от колес трактора, должен быть оборудован запасным колесом и его креплением.
- Для обеспечения устойчивости отцепленного прицепа он должен иметь опоры, не мешающие его буксировке.
- Прицеп должен иметь держатели или платформу для крепления номерного знака.
Список необходимого для изготовления прицепа
Если вы решите сделать свой собственный автомобильный прицеп, вам понадобятся следующие детали и материалы.
- Сцепление дышлого типа — 1 шт.
- Задний ступичный мост от переднеприводного автомобиля — 2 шт.
- Ступица задняя от того же автомобиля — 2 шт.
- Листовые рессоры на любой автомобиль — 2 шт.
- Подвеска задней рессоры — 2 шт.
- Подъемники с шайбами - 2 комплекта.
- Амортизаторы — 2 шт.
- Стальная труба сечением 30х60 мм (2 шт на 190 см — боковые элементы; 2 шт на 122 см — проушина дышла).
- Стальная труба 25х25 мм (4 х 190 см — низ и верх боковых досок; 8 х 40 см — стойки боковых досок; 4 х 119 см — низ и верх передних и задних досок; 7 х 114 см — ригели).
- 2 отрезка U-профиля № 5 для изготовления балки моста.
- Шарнирная петля — 4 шт.
- Боковой замок — 4 шт.
- Фонари задние — 2 шт.
- Многожильные изолированные кабели.
- Фанера толщиной 10 мм – 1 лист (1,9 х 1,14 м).
- Стальной лист толщиной 0,8 мм.
- Цепь или веревка Ø 3 мм — 2 х 20 см.
Необходимые инструменты – сварочный аппарат, болгарка и электродрель.


Изготовление моста
Сложите сегменты U-образного стержня вместе, чтобы сформировать прямоугольную трубу, и затяните их с помощью винтовых зажимов. Сварные соединения. Приварите валы ступицы к концам. Прикрепите получившуюся балку оси к листовым рессорам с лестницами.
Сварка рамы
- Разложите лонжероны, поперечины и поперечины на ровной поверхности.
- Сварите их по своим размерам.
- Переверните конструкцию и приварите проушины для крепления передних концов рессор к лонжеронам. Сделайте это так, чтобы от центра установленной балки оси до задних концов крыльев оставалось примерно 950 мм.
- Приварите дышло и прикрепите к нему скобу сцепления.
- Прикрутите передние концы листовых рессор к кронштейнам, а задние — к лонжеронам через рым-болты.
- Поместите ступицы на оси и колеса на них.
- Поставьте прицеп на колеса.
- Прикрепите крюк шаровой сцепки к шаровой опоре автомобиля.
- Подведите прицеп к дышлу.
- Сложите поперечные балки внахлест с боковыми элементами. Зафиксируйте выравнивание с помощью винтовых зажимов.
- Снимите сцепку с крюка, откатите прицеп от машины и приварите дышло к лонжеронам.
Финишные операции
Покройте стороны железным листом. Закончите пол, прикрепив фанеру к перекладинам с помощью шурупов с потайной головкой. Вырезаем из листового металла крылья и крепим их к крыльям на кронштейнах. Загрунтуйте и покрасьте конструкцию. Прикрепите фонари и жгут проводов. Используйте цепь или веревку, чтобы закрепить седло. Только после этого можно приступать к регистрации.
Хотите двойную ось? Сварите две балки оси, купите четыре коротких листовых рессоры и соберите все так, чтобы расстояние между осями было не более одного метра.
Как зарегистрировать самодельный прицеп
Домашний прицеп, которым можно безбоязненно пользоваться, должен быть зарегистрирован в МРЭО ГБДД. Для регистрации необходимо иметь:
- Заключение технической экспертизы на соответствие самостоятельной конструкции автомобиля требованиям ГОСТ001. 220-80. Где такая экспертиза может быть проведена, это должно быть указано в МРЭО. Отчет, выданный лабораторией, не аккредитованной ДБДД, может быть признан недействительным.
- Квитанции, подтверждающие покупку деталей и материалов, использованных при производстве автомобиля.
- Сертификат на сцепное устройство (поэтому советуем покупать, а не делать самому).
- Копия вашего паспорта.
- Копия технического паспорта тягача.
- Заявление о регистрации прицепа собственного производства на имя начальника РИС.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
- 4 фото (10 х 15 см) самодельного прицепа с разных сторон.
Если вы предоставите все эти документы, вас допустят к досмотру. Положительный результат технического освидетельствования станет основанием для регистрации самодельного транспортного средства.

