

Что нас пугает в стекле? — Это не имеет никакого смысла. И знаете, почему ничего не ясно: стекло блестит, дребезжит, имеет всевозможные отражения, линии, отражения, а света и тени в привычном нам понимании, как и на других более матовых предметах, нет. К тому же стекло прозрачное.
Чтобы реалистично изобразить стекло, вам придется вникать в эти точки, точки, подчеркивания, линии, внимательно вглядываться в мельчайшие детали, изучать все до мельчайших подробностей. И именно поэтому нельзя рисовать стекло по формуле: «Делай это, делай то, рисуй это и получишь стопроцентное стекло». Кроме того, в разных вариантах, при разном освещении стекло может выглядеть совершенно по-разному.
Светотень на стеклянных предметах
Как я уже упоминал, тень на стекле, как известно, выглядит иначе, чем на других предметах.
Поскольку стекло блестящее, оно отражает свет яркими пронзительными бликами. Нет четких градаций света и тени — полутень, собственная тень, рефлекс.
Объем создается за счет бликов, отражений и разводов в толще стекла. Как правило, эффект стекла основан на бликах. Они показывают направление света и подчеркивают объем и форму объекта.
Отражение окна в стекле показывает нам, что свет падает справа. Форма отражения предполагает форму стекла – изогнутое, округлое.
Стекло прозрачное, а значит, помимо поверхности, мы можем видеть еще и внутреннюю часть, дно, которое видно, как будто мы делаем конструкцию насквозь. Поскольку толщина стекла искажает форму предмета, мы видим дно не плоским и четким, а слегка деформированным и размытым.
На задней стене снова видим белые отсветы — это отражения от передней стены.
Итак, заднее отражение такое же, как и переднее, но мы его видим сквозь толщу стекла, поэтому оно опять имеет искаженную форму и не такое яркое.
Теперь попробуем посмотреть на известные нам элементы света и тени на этом стекле. Это не работает, не так ли? Собственно, потому что нет. В общем стекло серое и все темное по отношению к бликам. Но… если присмотреться, то сверху видно, что со светлой стороны в середине стекло темнее, а с теневой стороны светлее. Как обычный предмет.
Остальной объем показывает рисунок толщины стекла, отражений и бликов. Вы также можете заметить, что верхняя часть стекла темнее, а нижняя – светлее.
Глядя на стекло, предлагаю прищуриться, чтобы все сошлось и стало мутно для глаз. И сразу видно, насколько все серое или даже черное вообще, а белым светятся только яркие акценты.
Как нарисовать стакан (скетч)
Грубо говоря, теперь нарисуем. Для наглядности сделаю набросок на цветной бумаге для пастели — это как бы имитация основного оттенка серого, который больше всего. Самые темные места — контуры стекла, дно, затемняю места, где стекло темнее по отношению к общему фоновому тону.
И эти подчеркивания… эти белые подчеркивания. Я сделала их белым пастельным карандашом.
Как только они появляются, сразу видно, что это действительно стекло. Конечно, для того, чтобы рисунок получился эффектным и более живым, стоит копнуть немного глубже, присмотреться ко всем интересным местам и попытаться их изобразить. Но я сделаю это более подробно на другом рисунке.
А теперь, когда мы знаем, что он довольно несложный, разбитый на определенные элементы, будем рисовать на обычном листе бумаги обычным карандашом.
Как нарисовать стакан простым карандашом
Это стекло я нарисовала на обычной бумаге, осталось только обвести хайлайтеры и другие места достаточно четкими контурами.


Не обязательно все рисовать, можно работать тоном, но так спокойнее. Я сделаю контуры слишком светлыми и теперь покрою все тоном, оставив нетронутыми только наши белые блики.
Чтобы было реалистичнее, старайтесь не быть резкой при штриховке, чем она ровнее и однороднее, тем больше будет напоминать стекло — стекло гладкое, ровное.
Теперь я обозначу более темные области, т.е. введу самый темный тон. Это боковые стороны, нижний и верхний овал стакана.
Теперь заклеиваю места, где это необходимо.
Первое, что я делаю, это затемняю области вокруг бликов, потому что пока они не на достаточно контрастном фоне, они не выглядят яркими.
Главное не сделать эту грубую визуальную ошибку затемнения тона прямо вокруг бликов, они не должны выглядеть процарапанными как кайма, тон вокруг них вообще должен быть темным. Но не делайте оттенок слишком темным, так как стекло может казаться тонированным или вообще грязным.
Видимый верх стекла прост: темнее на светлой стороне, светлее на теневой стороне.
Толщину стекла видно сверху — на фото оно выглядит как светлая полоска. Я осветляю его тонким ластиком и разглаживаю карандашом.
Сейчас немного покопаюсь в мелочах и выведу все фоны. Это стекло.
Как нарисовать вазу из стекла
Сейчас я нарисую вот такую стеклянную вазу.
В этом свете на этой вазе нет больших отражений, например, от окна. Но в толще основания вазы сплошная мозаика из белых и темных пятен и полос. Опять же, стекло обычно серое на фоне ярких светлых пятен. Опять же, разноцветные полосы показывают форму стеклянного дна. Кроме того, у нас есть линия стола, которая разбита по толщине стекла. Здесь ничего другого нет, кроме как внимательно посмотреть на все это и попытаться примерно представить, как это выглядит.
Я нарисовала вазу на обычной бумаге с подробным рисунком рисунка дна.
Теперь начну наносить тон в самые темные места.
Я не собираюсь делать наброски каждой полосы и детализировать каждую точку. Главное иметь характер — направление, место.
Как и в других своих работах, исправляю все тонкой ластиком. Хайлайтеры здесь очень тонкие и маленькие — их сложно оставить нетронутыми, но я стараюсь.
Я всегда меняю свой карандаш с 2B на 4B. Более мягкий карандаш для более темных областей и все остальное с карандашом 2B.
Как и в случае со стеклом, все в вазе имеет тон против белых отражений, поэтому я покрываю всю вазу тоном, оставляя только отражения.
На заключительном этапе работы над вазой мягким карандашом добавляю детали на дно. Я добавляю фон.
В вазе очень красивая тень — ее надо изобразить. И на финальном этапе я собираюсь стереть пряди, потому что они немного натерлись в процессе, и я хочу, чтобы они сияли чистотой.
И ваза готова.
Ваза в другой технике
Эта же ваза выполнена в той же технике, в которой я делал эскиз стакана. Все выполнено обычным карандашом, белым пастельным карандашом прорисованы только белые подчеркивания.
Эта техника очень удобна для рисования стекла, и с ней легче работать, чем с полностью затененным рисунком. На бумаге для пастели карандаш мягко расплывается и штрихи сливаются между собой, делая тон более равномерным и аккуратно нанесенным. А белые акценты выглядят более сияющими и яркими, что однозначно усиливает эффект стекла. Обязательно попробуйте.

